Shelob_ungoliant (shantramora) wrote,
Shelob_ungoliant
shantramora

Categories:

Почему у зебр не бывает язвы, глава 6_3

Механизмы возникновения психологической задержки роста

Психологическая задержка роста ассоциируется с чрезвычайно низким уровнем гормона роста.
Чувствительность гормона роста к психологическим фактором очень хорошо прослеживается на примере одного ребенка с психогенной задержкой роста. Когда его госпитализировали, одна из медсестер проводила с ним очень много времени, и ребенок к ней сильно привязался. Физиологический профиль на момент госпитализации: чрезвычайно низкий уровень гормона роста и сильное отставание в росте. Несколько месяцев спустя, все еще в госпитале: уровень гормона роста более чем в два раза выше (никаких синтетических гормонов он не получал), и скорость роста более чем втрое выше. Любимая медсестра в отпуске уровень гормона роста опять падает, и значительно повышается при ее возвращении.
Психологическая задержка роста не связана с недостатком питания – мальчик ел больше в то время, когда попал в больнцу, чем спустя несколько месяцев, когда процесс роста возобновился.
Это невероятно. Принимая во внимание, что рост – это вполне конкретный биологический процесс, мы, тем не менее, можем предсказать скорость, с которой кальций будет откладываться в костях этого ребенка, в зависимости от его близости к любимому человеку. Нельзя более доступно показать что то, что происходит в нашей голове, влияет на каждую клетку нашего организма. 

Почему у таких детей падает уровень гормона роста? Гормон роста вырабатывается в гипофизе, который, в свою очередь, регулируется гипоталамусом в головном мозге. Гипоталамус контролирует высвобождение гормона роста посредством секреции стимулирующих и подавляющих гормонов. Похоже, что психологическая задержка роста характеризуется чрезмерной секрецией подавляющего гормона. Вызванная стрессом гиперактивность симпатической нервной системы тоже может играть в этом какую-то роль. К тому же, организм теряет чувствительность к тому небольшому количеству гормона роста, который все еще вырабатывается. Так что даже инъекции синтетического гормона роста не гарантируют полное решение проблемы. Повышенный уровень глюкокортикоидов подавляет высвобождение гормона роста а также снижает чувствительность к нему.
У детей с психологической задержкой роста также могут быть проблемы с ЖКТ, что ухудшает всасывание нутриентов в кишечнике. Это тоже наверняка связано с повышенной активностью симпатической нервной системы.
Это дает нам представление о том, какие гормоны препятствуют росту. Но что насчет воспитания в патологических условиях, которое приводит к задержке роста?

Саул Шанберг из Университета Дьюка исследовал этот вопрос на примере новорожденных крысят, изолированных от матери.Что конкретно стимулирует рост? Запах матери? Что-то в молоке? Или крысята без нее просто мерзнут? Им не хватает крысиной колыбельной, которую она им поет? Можете вообразить разнообразные способы, при помощи которых ученые тестировали все эти варианты – проигрывая аудиозаписи крысы-мамы, прыская в клетку ее запах, изучая, что может заменить настоящую мать.
Оказалось, это прикосновение. Если мать не вылизывает крысят, они перестают расти. Если крысенок не изолирован от матери, но она в состоянии анестезии, уровень гормона  роста все еще понижен. Но когда материнское вылизывание сымитировали при помощи влажной кисточки, уровень гормона роста поднялся и рост возобновился. Несколько похожих исследований продемонстрировали, что если гладить маленьких крыс и держать их в руках, то они растут быстрее и достигают большего размера.

Кажется, то же самое относится и к людям, как показывает классическое исследование. Тиффани Филд из Университета в Майами и Шонберг и другие, провели довольно простой эксперимент, руководствуясь идеей эксперимента на крысах и историческими данными об ужасающем уровне смертности в приютах и педиатрических отделениях, о которых говорилось ранее. Изучая недоношенных младенцев в педиатрическом отделении, они обратили внимание, что недоношенные младенцы, содержаться в практически стерильных условиях, к ним почти не прикасаются.
Так что Филд и ее коллеги начали тактильную терапию: три раза в день, по 15 минут, они гладили детей и двигали их конечности. Это сработало просто чудесно. Дети росли почти на 50% быстрее, становились активнее, возрастала алертность, улучшались двигательные навыки, и их выписывали из больницы почти на неделю раньше, чем недоношенных младенцев, которые не проходили тактильную терапию. Спустя месяцы, они все еще развивались быстрее тех детей, кто ее не проходил. Если бы эта практика применялась в каждом неонатологическом отделении в мире, младенцы не только были бы более здоровыми, но можно было бы сэкономить миллиарды долларов ежегодно. Редко случается, чтобы простая процедура оказывалась более эффективной, чем самые продвинутые медицинские приборы и технологии – МРТ, искусственные органы, кардиостимуляторы.

Прикосновение – основной опыт новорожденного. Мы с готовностью думаем о стрессорах, как о разных неприятностях, происходящих с организмом. Но иногда стрессором может быть отсутствие чего-то необходимого, и отсутствие прикосновений, кажется, один из самых серьезных стрессоров, препятствующих нормальному развитию, который только можно испытать.
Tags: зебры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments